вторник, 20 мая 2014 г.

Улучшить город ограничениями

© Взято у М.Кац
Прежде, чем начать, хочу отметить кратко наши цели. 
Необходимо создать условия в городе, при которых горожанин выберет средство передвижения в виде автомобиля в последний и самый крайний случай. 

Приоритетность:
1. Пешеход
2. Немоторизированный транспорт
3. Общественный транспорт
4. Двигающийся автомобиль
5. Стоящий автомобиль 

Нужно понимать, что количество автомобилей всегда будет расти, а вместе с тем пространство города будет уменьшаться, также будет увеличиваться потребность в транспортировке горожан и вопрос с каждым годом будет острее. Существующая концепция расширения автодорог не спасает ситуацию, а только провоцирует других покупать автомобили. 
Площадь автобуса занимает место на дороге столько же, сколько занимают два автомобиля. При этом, один автомобиль способен перевезти 4-ех пассажиров, а автобус способен вместить от 50 пассажиров и более. Кроме того, много автомобилей едут на работу без пассажиров, везя в себе одного лишь водителя. Поэтому автомобиль априори должен быть ниже в приоритете на дороге перед остальными.     


Ограничение скорости до 30 км/ч в черте города. 

В Европе сейчас существует общественное движение, которое требует от властей ограничить скорость авто-транспорта до 30 км/ч внутри всего города. В этом есть огромный потенциал и смысл.

Приведу пример в цифрах на собственном примере.

Каждый день я езжу с дома на работу, с работы на обед, с обеда на работу, с работы за ребенком в садик, вместе с ребенком из садика до дома.
У меня есть три варианта выбора транспортировки. 
1. Общественный транспорт. Включает в себя часть пути пешком, автобусы, троллейбусы и метро. 
2. Автомобиль.  
3. Велосипед. 

На все три варианта я замерял скорость и расстояние с помощью программ, установленных на смартфон, работающих с GPS. 
Мой выбор ежедневно падает в пользу велосипеда. В большей степени по причине любви к велосипеду, конечно. Но есть и другие качества.

Результаты произведены в час пик. Среднее расстояение 8 км. 

  1. Средняя скорость общественного транспорта + пешком - 15-20 км/ч.
  2. Средняя скорость автомобиля - 25-30 км/ч.
  3. Средняя скорость велосипеда - 19 км/ч
  4. Средняя скорость велосипеда, с ребенком - 11 км/ч. Скорость ограничена по причине того, что мы выбираем перемещаться по тротуарам для безопасности, а тротуары ограничены, как известно, бордюрами и пешеходами, которых мы очень аккуратно объезжаем и стараемся никому не мешать. Появление вело-дорожек позволит увеличить нашу скорость до 19 км/ч. и более. 
В первых двух случаях приходится раскошелиться. 
Но! мы должны поставить задачу — увеличить среднюю скорость общественного транспорта.
 
Возможно, автомобилистам это не понравится, но ограничения в 30 км/ч, как выход из сложившейся ситуации. Прежде всего, БЕЗОПАСНОСТЬ! Все ДТП с летальным исходом происходят при высокой скорости. 

  • Средняя скорость в пробках все равно никогда не будет сильно превышать 30 км/ч., 60 км/ч — от светофора до светофора. 
  • Потенциальные линии BRT будут пользоваться спросом, а также метро, которое всегда будет быстрее. 

Есть еще особенность. Как бы я не старался ехать быстрее, я никогда не выигрывал большое количество времени. Максимум 5 минут. Причина всему — светофоры; с постоянной скоростью ехать невозможно. 
В Австрии уже появляются так называем зоны с ограничением 30km. Возможно они есть и в других странах Европы, точно не могу сказать.

© Асылбек Утебалиев
Также этот вопрос лоббируют и сторонники другого транспорта, способного развить скорость до 30 км/ч , это позволит перемещаться в общем потоке с авто, где нет альтернативы в виде велодорожки. То есть, существенный выигрыш по всем фронтам.

Все понимают, что автомобили — транспортное средство повышенной опасности, но продолжают пренебрегать правилами, халатно убивая на дорогах. Какой тогда смысл запрещать огнестрельное оружие, если в городе больше погибают под колесами автомобилей?

Сужение полос движения для автотранспорта

На сегодняшний день ситуация с дорогами и разметками на них более чем странная. На двух полосах спокойно размещаются три, а порой и четыре, ряда автомобилей. Причиной всему устаревшие и неактуальные СНИПы, а также добавление к полосе пространства за счет оставшегося места. Давайте на них (СНИПы) взглянем. 

СНиП РК 3.03-09-2006
Для понимания ситуации посмотрим на ширину больших автомобилей.

  • Lexus RX - 1.816 м. 
  • Hammer H1 - 2.197 м.
  • Daewoo Matiz - 1.495 м. 
Допустим, автомобили двигаются по правилам, не нарушая рядности по двум полосам, округлим ширину автомобиля в большую сторону до 2 метров, чтобы оставить место. В итоге, они занимают 4 метра на дороге шириной 7.5 метра, по одному направлению, где 15 метров общая ширина дороги. Естественно, что если потесниться совсем малость, то 3 ряда автомобилей поместится легко, что и происходит на наших дорогах. 

Я это наблюдаю каждое утро на пересечении улиц Брусиловского и Абая, где две полосы: левая - налево и прямо, правая - прямо. Но каждое утро две крайние левые полосы стоят на поворот налево и прямо, правая - прямо.  



Но это в самом лучшем случае. В худшем - у нас полоса может достигать 4.5 метра. Как пояснил Г.Мурзаханов, 4 и более метра создаются крайние правые полосы, чтобы оставить место для парковки, не создавая разметки. Поэтому добавляем от 20-ти до 80 см. и более дорожного полотна. 

Взглянем, как это выглядит в Вене на узкой улице. 
Слева проезжая часть для автомобилей, ширина полосы 2.75. Полоса для автобусов, такси и велосипедов 3 м. Справа парковочные места, ширина полосы примерно 2.5. 



Кстати, обратите внимание на способ парковки. У водителей слева хороший обзор, чтобы увидеть свободное место на парковке справа, через полосу. Убедившись, что нет справа (сзади) транспорта, производится параллельная парковка, не мешая никому вообще. 







Сужение полосы позволит:

  1. Предотвратить превышение скорости.
  2. Получить дополнительное место для тротуаров и велосипедных дорожек. 
  3. Расширить полосу для BRT, 3-3.5м. 
  4. Расширить тротуары.


Сэкономив, посмотрим, что можно получить (примерно).
По две полосы по каждому направлению.
2 полосы автомобильных - по 2.8 м.
2 полосы BRT - по 3.5 м.

С 15 метров ширины дороги экономия 2.5 метра. Таким образом можно выделить место под вело-дорожку, даже оградив ее чем-нибудь.



В случае ширины дороги более, чем 15 метров, есть возможность выделить и парковочные места.

Хотелось бы отметить, что лично я не являюсь абсолютным противником авто. Есть причины, по которым авто хорошо бы иметь, но автомобили не должны преобладать, иметь преимущества и т.д. Для тех задач, с которыми справляется только личный автомобиль, не нужно столько привилегий и прав.

P.S. про парковки я не забыл, скоро опубликую. 

7 комментариев:

  1. Всячески стараюсь поддерживать подобные инициативы. И ретвитю везде где могу публикации с блога. Однако хочу отметить что сравнения в стиле от машин погибает больше чем от огнестрела, от алкоголя умирает больше чем от наркотиков и призывы "давайте все разрешим" неуместны и некорректны.
    Большинство ДТП происходят не на скорость 60 км/ч, как ограничено в городе, а при нарушении скоростного режима. Т.ч. даже если ограничить скорость до 30 км/ч, это не является гарантией от происшествий с участием авто.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не призываю разрешать огнестрел. Я бы хотел отметить, что машина — фактически тоже является орудием убийства.
      В общем, не могу не согласиться с Вами. Все верно. Но прошу отметить, что погибнуть от 30км/ч куда сложнее, чем при 60-ти.

      Удалить
    2. всё прекрассно и замечательно написано....
      ну а от меня так немножко информация к размышлению
      в германии зона 30 устанавливается в жилых кварталах а не на центральных дорогах... общая разрешенная скорость движения в городе 50 км/ч.
      Любой участник дорожного движения я подчёркиваю ЛЮБОЙ, несёт ответственность за соблюдение ПДД в плоть до уголовной.
      попробуйте начать сперва с этого! а потом уж будете решать кому и на чём выгоднее ездить,
      и не забудьте один немало важный фактор: НАЛОГИ берутся с автовладельцев, оснавная сумма от них идёт на развитие или ремонт дорог.
      Желаю удачи

      Сергей

      Удалить
  2. Ограничение скорости — бред. Аварии происходят из-за невнимательности, а не из-за превышений. Тем более, пробки в городе существуют в часы пик. При сокращении скорости уменьшится скорость потока, следовательно, пробок будет еще больше.
    А если уменьшать полосы — это встанет боком велосипедистам и байкерам, которые имеют возможность сейчас проехать пробку между машин.
    Получается, что весь город встанет, и велосипед с байком перестанет быть перспективным средством передвижения.
    Лучше бы создали условия для мотоциклистов — средняя скорость и маневренность большая, занимают в три раза меньше места, чем авто, в 4-8 раз экологичнее, ответсвенности больше, в три раза меньше места на парковке занимают.
    Имхо, единственный достойный общественный транспорт у нас — это метро, которое пока ведет из ниоткуда. А автобусы — давка жутка, душно, до валидатора не добраться, еще и обшмонают по дороге.

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно как велосипедист может объехать три машины которые втиснулись в два ряда по нынешним СНиПам.
    Если сузить полосы то и велосипедистам отдельная дорожка будет и никого объезжать не нужно.
    Все предложения замечу выдвигаются чтобы комплексно решать проблему. Помимо сужения полос для авто предлагается выделения отдельной полосы для общественного транспорта, который благодаря этому должен двигаться быстрее. Также необходимость в валидаторе отпадает поскольку за проезд вы оплачиваете до того как сели в автобус.
    Дмитрий, не сочтите за труд прочитать статью от начала и до конца, а также по ссылочке на БРТ http://blog.almaty.bike/2014/05/brt.html

    ОтветитьУдалить
  4. Всё это бред.
    Во-первых, снижая максимальную скорость движения неминуемо снизим и среднюю. Арифметика.
    Во-вторых, на современном автомобиле невозможно попасть в смертельное ДТП на скорости до 60 км/ч. Все ДТП с летальным исходом происходят по вине гонщиков, движущихся значительно больше 60 км/ч. И таких ограничение в 30 км/ч точно не остановит.
    В-третьих, сужение полос оправдано лишь в том случае, если полосы для велосипедистов и BRT будут физически отделены от проезжей части (например, бордюрами), чтобы средний автомобиль не имел возможности туда выехать.

    PS: Средняя скорость движения и время в пути очень сильно зависят от маршрута. Маршрут общественного транспорта оптимизируется на пассажиропоток, а не на скорость передвижения. Любой мало-мальски опытный алматинский водитель приходит в конце-концов к тому, что начинает предпочитать мелкие улочки большим дорогам вроде Абая и Аль-Фараби. Так, у меня на путь с ВДНХ до Аксая уходит в среднем 20-30 минут с заездом в садик за ребёнком. На общественном транспорте это будет от 60 до 90 минут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наконец-то негатив, скучно.
      Я про увеличение средней скорости общественного транспорта за счет выделения им отдельных линий и с другими ограничениями. Ограничить скорость до 30 км/ч автомобилей в жилых кварталах, пусть по проспектам будет ограничение, скажем, в 50 км/ч. Ну, и я говорю не о защите пассажиров и водителя, а о пешеходах. И говорю не от балды, а от статистики мировой.
      Спасибо за мнение.

      Удалить