среда, 14 мая 2014 г.

Встреча с Виттвен энд Бос

Напомню, что акимат сделал заказ голландской компании разработать пилотный проект части дорожный инфраструктуры в г. Алматы. Прежде всего было решено разработать план по ул. Тимирязева, где должны быть дороги разного назначения: автодороги, BRT, велодорожки и пешеходная часть.
Проект презентовали иг. "Вело-Алматы". 14 презентация для зам.акимов и т.д. и 15 мая лично акиму А.Есимову. 

Встреча ИГ "Вело-Алматы" с Виттивен энд Бос

Чувствую необходимость немного рассказать о том, что предлагают нам голландцы. 

1. СНИПы

Прежде всего, самое важное, пересмотр нормативов. О том, что у нас слишком широкие полосы (часто от 3,5 метров до 4, даже больше) мы говорим уже давно. Это даже было презентовано лично Гани Мурзаханову (зам.начальника ГУ управления городского транспорта и автомобильных дорог г. Алматы). Что самое интересное, сегодня появилась новость на сайте zakon.kz, что "Союз водителей предлагает решить проблему пробок в Алматы за счет сужения полос движения". А теперь вот предлагают и голландцы.

Минимальная ширина полосы для автомобилей 2,75 м.
Максимальная ширина полосы для автомобилей 3.25 м.
Для BRT должны быть минимум 3 м., максимальная ширина - 3,5 м.

Что это даст?

  • Лучше движение потока транспорта
  • Низкая скорость движения автомобилей
  • Безопасней
  • За счет сужения полос получим больше места для велодорожек
Кстати, СНИПов, как оказалось, нет в Нидерландах. Там есть т.н. "гайдлайны", небольшое нарушение которых допустимо, если нет другого выхода. Больше рекомендации.
Получается, что все эти городские удобства для всех граждан в Европе благодаря разным строительным компаниям, ну и принимающим в администрации. 

Ширина велосипедной дорожки будет от 2 до 3-ех метров. 

2. Убрать парковку вдоль дороги

Не до конца изученная часть, которую будут отдельно отправлять на изучение в специальные инстанции, где должны будут предусмотреть отдельные карманные авто-стоянки. Но то, что машин там стоять не будет это точно. Так и должно быть.

3. Пилотные маршруты

И вот самая интересная часть. Начну с карты, взятой с презентации:

Улицы, попадающие под полную реконструкцию.

Главные задачи:

  • Соединить юго-западные спальные районы вело-дорожками с центром города
  • Маршрут соединяет два университета, что делает велосипед привлекательным для студентов.

Участок А

Ул. Тимирязева от Розыбакиева до Ауэзова. 
Самый простой участок. Изучение этого участка показало, что ширины между деревьями достаточно для создания там трехметровой велодорожки, где их много. В остальных участках ничего не мешает сделать велодорожку. 

Участок B

ул. Тимирязева от Ауэзова до набережной Весновки.
Здесь не простое решение. Местами придется срубить деревья, при чем хвою, освободив 3 метра для велодорожки.


Думаю, это сложный момент не только в плане исполнения, но еще и в плане реакции общественности. И не смотря на настоятельные требования голландцев в самом проекте садить тут же новые или просто пересаживать с пути деревья, это может вызвать резонанс из-за недоверия горожан к акимату, учитывая старый опыт. 

С другой стороны, доверять акимату реализацию вообще какого-либо проекта общество не очень хочет. Например, ремонт дорог. Поэтому в этом проекте все хотят держать голландцев, как наблюдателей, которые будут следить за строительной компанией, чтобы та выполняла все требования на необходимом уровне.

Участки C и D

От Весновки до Шашкина и до Байтурсынова.
С обеих сторон односторонние велодорожки, а также BRT. 

Участок E

Южная часть Байтурсынова.


Немного будет перестроена арычная система, проходящая под дорогой в трубе. 
Велодорожка будет отделена от проезжей части деревьями.
Дополнительные полосы на поворот перед двумя главными перекрестками.

Участок G

Северная часть Байтурсынова
С западной стороны уменьшается ширина полосы для создания односторонней велодорожки.
С восточной стороны убрать припаркованные автомобили для создания там двусторонней велодорожки, этим обеспечить удобный подъезд с КазТУ. 


4. Уточнения

Первый вопрос был самым больным, он касался вырубки деревьев. Управление транспорта вообще готовы были все спилить, ничего не жалеть. Пришлось пыл остудить и предложить самые оптимальные решения. Замечу, что проект старается учесть все интересы и стороны. Там, где приходится иметь дело с этим, уменьшение ширины полосы не освобождает достаточного количества места для велодорожки. 

Второй вопрос касался того некрасивого крюка от Весновки до Байтурсынова. Есть опасение, что данный участок не будет пользоваться таким спросом, учитывая сложность и подъем. Можно было бы дорожку спустить по Весновке, соединив университеты дополнительными дорожками по Ботаническому бульвару. Но управление транспорта переживают, что темные улицы бульвара будут представлять социальную угрозу для велосипедистов в темное время суток и почему-то наотрез отказались пока рассматривать эти варианты. 

Вы можете задавать вопросы в комментариях. Мы их будем собирать, учитывать и задавать специалистам или отвечать сами. После сбора материала, я опубликую ответы. 

27 комментариев:

  1. Это суперновость! Но боюсь, что реализация может оказаться, мягко говоря, "как всегда". Возможно всем заинтересованным горожанам нужно будет скинуться на взятку акимату. Иначе все так и останется проектом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понимаю вашу тревогу и опасение, но в самом проекте заинтересован сам акимат и управление дорог г. Алматы, поэтому не все потеряно.

      Удалить
  2. Добрый день!

    Очень интересно и познавательно. Жду не дождусь реализации.

    Меня смутил участок С и Д - там получается, автобусы по центру? А остановки? Им нужно съезжать с центра в остановочный карман???

    По второму вопросу - я не думаю что этот крюк не будет пользоваться популярностью - у нас достаточно много сложных участков в плане подъема, например, по Фурманова между Сатпаева и Рамстором. Я думаю, что это несложный участок - вот этот крюк. В крайнем случае пощелкаем передачами, чтобы легче было преодолеть этот крюк ))) У нас подавляющее большинство велосипедов - горные, с 21-30 передачами.

    Далее - если темные улицы бульвара - что мешает сделать там нормальное освещение? В любом случае у велосипедистов будет дорожка, а соответственно, в темное время уже безопаснее на этой велодорожке, чем на дорожном полотне. Велодорожки, которые примыкают к автомобильной дороге, они физически разделены, или только разметкой? Светоотражающие элементы для таких участков велодорожек предусмотрены?

    Продолжая обсуждение отрезка С-Д, можно посмотреть карту - http://labs.strava.com/heatmap/#15/76.91594/43.22950/gray/both - по ней видно, что на Весновке и Бухар Жырау трафик больше, чем на отрезке С-Д и Байтурсынова от Тимирязева и Сатпаева. Так что может быть есть резон пустить дорожку по Весновке и Бухар Жырау - там воздух гораздо чище, что может не радовать. Так что в принципе, такой вариант имеет право на жизнь, тем более что у Тимирязева участок С-Д - самый узкий.

    По поводу вырубки деревьев, может есть смысл пустить дорожку левее или правее на один метр? Грубо говоря, обтекать дерево либо с одной стороны, либо с двух сторон в случае двухполосной велодорожки? Я думаю, такой вариант тоже имеет право на жизнь, и общественность сыта, и велодорожка цела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это не просто автобусы, а БРТ. Учту Ваш вопрос в следующем посте.
      Что касается обтекания велодорожки - не верный шаг в плане безопасности, это международные требования и стандарты.
      Что касается бульвара - мало, кто сможет объяснить логику чиновников.

      Удалить
    2. Велосипедисты на этом участке не будут мчаться сломя голову, скорость там будет небольшая, это раз, второе - вы планируете велодорожку 3 метра, судя по рисунку, полтора метра сюда, полтора метра туда, я думаю, вполне безопасно. Ну или перенесите арык, я думаю, это вполне допустимо.

      Удалить
  3. Всем приветик в этом чате.
    Виталий, спасибо за пост,
    есть такие вот вопросы и просьбы разъяснить ;)
    можно даже по участкам

    А) правильно ли я понимаю что велодорожка будет с южной только стороны шириной 3-3,5 в обе стороны?

    Б) объясни мне пожалуйста, кто придумал пускать БРТ по середине дороги и с чем связанно такое решение? как будет организованна посадка и высадка пасажиров на остановках и повороты направо на перекрестках (хотя я не помню чтобы там были маршруты с такими поворотами, но всеже) ?
    из картинки понятно что ширина дороги 15м, это по 3,5-4 м на полосу, не совсем понимаю в чем смысл, парковка остается по Темирязева вдоль дороги или только в карманах? полоса для личного авто остается одна ? какой ширины и зачем? ;)
    Как будет организованна велодорожка на самом мосту на Весновке? вместе с пешеходами ? или может мостик какой отдельный сделают для пешеходов или велосипедистов?

    CD) как будет организованно перемещение велосипедистов с одной широкой велодорожки на 2 расположенные на разных сторонах улицы? ну в смысле предупреждаюшщий знаки, разметка цветная полоса ?;)

    Е) от темирязева до бульвара будут всю косманавтов вскапывать чтобы трубу вниз положить или она уже там есть?
    я вижу 3 полосы по Байтурсынова, у меня такой вопрос, там находится 2 универа и вечная парковка для студентов, там знаки поставят, паркоматы или вообще что на эту тему думают?

    G) я тут вижу Footpath только с одной стороны, а со второй чего сделают? ;)



    General questions
    я так понимаю что от идеи велодорожек идущих по дороги но отделенных отказались в виду того что есть место на тротуарах или какой то другой скрытый мотив?

    автобусы по середине дороги вызывают у меня только 1 вопрос, организация остановок и посадка и высадка пассажиров.

    пока както так ;)

    ОтветитьУдалить
  4. встреча уже состоялась? если ещё нет, то во сколько состоится?

    ОтветитьУдалить
  5. "Участок А
    Ул. Тимирязева от Розыбакиева до Ауэзова.
    Самый простой участок."

    остановка на Гагарина разве не мешает?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. BRT будет, вполне возможна будет другая организация остановок.

      Удалить
    2. Читайте внимательно, все будет переделано. Забудьте про остановки, киоски и парковки.

      Удалить
  6. Остановки БРТ будут в середине. Там планируются расширения дороги. Проект БРТ еще не прорабатывался детально, как проработана велосипедная дорожка

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. прошу прощения, это домыслы или реально остановки хотят сделать посередине дороги?

      Удалить
    2. почему нет? обычно так и делают, насколько я видел в некоторых городах по фотографиям.

      Удалить
    3. патамушта, остановка по середине дороги, даже одна но в обе стороны это как минимум 4 метра от дороги откусить + делать пешеходные переходы с каждой остановки что затрудняет движение транспорта и создает аварийные ситуации, обычно делают надземные переходы.
      вообще гемороя больше значительно.

      Удалить
    4. если по краям делать, то получается, что в центре будет один ряд машин в одну сторону и другой ряд в другую сторону, и судя по всему, без возможности припарковаться на тимирязева?

      Удалить
    5. http://blog.almaty.bike/2014/05/brt.html
      Пожалуйста, пост о БРТ и почему в серединие.

      Удалить
  7. на первой фотографии, судя по всему, изображен фрагмент Бухар Жырау, Весновки и участка С-Д на плане?

    ОтветитьУдалить
  8. Можно отдать все рекламные площади под велодорожку надземную ,тогда финансирование будет .Пересекаться с поперечным потоком не хочется. Скорость 40 км ч

    ОтветитьУдалить
  9. и ещё про "простой участок А" - там на Радостовца выезд/заезд в Бостандыкское УВД. носятся как угорелые и паркуются вдоль заезда, а значит поперёк велодорожки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. насчет угорелых - из за БРТ сузится сама дорога, погонять уже особо не получится. насчет парковки поперек дорожки, думаю, можно продумать, не все потеряно.

      Удалить
    2. имел в виду что носятся не по Тимирязева, а по въезду/выезду из УВД, т.е. перпендикулярно дорожке.

      Удалить
    3. велодорожку можно приподнять, чтобы у увдешников не было желания расхерачить свою подвеску.

      Удалить
  10. участок от Маркова до Байтурсынова по южной стороне - как будет проходить велодорожка сквозь парковку БЦ?

    ОтветитьУдалить
  11. Для выкапывания и пересадки крупных деревьев давно придумано много машин разных конфигураций
    вот видео с примером https://www.youtube.com/watch?v=ONWfAVLINv0

    ОтветитьУдалить
  12. К примеру в Астане давно используют похожие машины для выкапывания и пересадки деревьев из созданного там зеленного пояса в центр города. Почему в Алмате повсеместно вырубаются двухсотлетние деревья и не пересаживаются взамен другие из предгорий или заказников??? Доколе???

    ОтветитьУдалить
  13. Давайте добьемся чтоб в Алмате была хоть одна машина для выкапывания и пересадки крупных деревьев, в Астане же такие машины есть. Пусть высаживают такие же крупные деревья нужных или более ценных пород из заказников или предгорий. Живу возле сквера старой площади, каждый год он редеет на глазах :''(( как и вся улица панфилова, особенно возле академии искусств, казахтелекома и до калинина. Пни диаметром 1-1,5 метра выкорчевывают и засыпают землей, ничего не высаживая взамен, многие деревья были без всякой гнили, здоровы и целы внутри. Существует же оборудование для диагностики деревьев без распила, чтото типа узи вроде, тока компактное. После известной критики акимата за обвалившиеся деревья во время снегопадов, тенденция усилилась, они решили не дороги чистить зимой а избавляться от деревьев или спиливать всю крону уродуя деревья. Крупные деревья это достопримечательность, ценность и отличие города особенно в центре, очень легко и быстро срубить это все, но тогда и Алмата - не Алмата уже будет. Пожалуйста повлияйте как-нибудь.

    ОтветитьУдалить