среда, 14 августа 2013 г.

Почему так популярна езда на велосипедах в Нидерландах

Перевод статьи «Why is cycling so popular in the Netherlands», опубликованной в журнале BBC News Magazine 7 августа 2013 г.


Уже больше велосипедов, чем жителей  в Нидерландах, и в таких городах как Амстердам и Гаага 70% от всех поездок происходит на велосипеде. Корреспондент  BBC в Гааге Анна Холлиган, водитель Omafiets, или как его еще называют «Бабушкин стиль»  — женский велосипед, в комплекте которого имеется плетенная корзина и педаль заднего тормоза, задалась вопросом: «а что, собственно, вернуло всех в седло?»


Революция 70-ых годов

До второй мировой войны, все передвижения  в Нидерландах производились преимущественно на велосипеде, но в 1950-ых и 1960-ых годах количество автовладельцев сильно выросло, и это в корне изменило ситуацию.
Рост количества автомобилей вызвал огромное количество смертей на дорогах. В 1971 году более 3000 человек погибло в результате ДТП, из них 450 детей.
В ответ на это создалось общественное движение,  призывающее к созданию более безопасных условий для детей, ездящих на велосипеде. Движение называют Stop de Kindermoord (остановите убийства детей перевод), название получили из заголовка статьи, написанной журналистом Вик Лангенхофф, чей ребенок также погиб в дорожном происшествии.

Голландская вера в автомобиль и его устойчивость была также пошатана ближневосточным нефтяным кризисом 1973 года, когда нефтедобывающие страны прекратили экспорт в США и Западную Европу. 

Путь к славе
Чтобы езда на велосипеде была более безопасной и привлекательной Голландцы построили обширную сеть велосипедных дорожек.
Они четко отмечались, имели гладкие поверхности, различные знаки и светофоры для двухколесного транспорта, а также были достаточно широкими, чтобы исключить столкновения велосипедистов.
Во многих городах эти пути отделены от движения автотранспорта. Иногда, где мало пространства и приходится им делиться, можно увидеть знаки, на которых изображены велосипед  с автомобилем, и сопровождается словами: «Велосипедная улица. Автомобили — гости».

На перекрестках с круговым движением также велосипед имеет приоритет.
Вы можете «педалить» каруселью вокруг автомобиля в то время как он будет вас терпеливо ждать, чтобы пропустить. Сама идея «Велосипед прав!» настолько чужда для туристов, что многим бывает даже трудно ориентироваться на дорогах и развязках. 


Предшественники

Еще до того, как дети начинают ходить, они погружаются в мир велосипеда. Будучи младенцами, они путешествуют в специальных устройствах для велосипеда. Эти устройства часто оснащены навесами для защиты детей, и некоторые родители, как известно, тратятся немало в свои автомобили.

Со временем дети растут и у них появляются собственные велосипеды, отдельные велодорожки достаточно широки, чтобы ездить с сопровождающим взрослым. И, поскольку молодым людям не разрешают водить автомобиль без взрослых, пока им нет 18-ти лет, велосипед предлагает хорошую альтернативную форму свободы.
Государство также играет определенную роль в обучении вождения велосипеда, обучение этому делу включено в обязательную голландскую школьную программу. Все школы оснащены велопарковками и во многих школах до 90% учеников добираются в школу на велосипеде.

Самые вело-дружественные страны

1=. Дания
1=. Нидерланды
3. Швеция
4. Финляндия
5. Германия
6. Бельгия
7. Австрия
8. Венгрия
9. Словакия
10. Великобритания

За вело-занавесом

В университетском городе Гронингене осуществлена мечта велосипедистов даже по голландским меркам: у центрального вокзала есть подземный паркинг для 10 000 велосипедов. При входе висит электронное табло, которое показывает количество свободных мест на парковке.
Велосипедные парковки в Нидерландах есть повсюду — за пределами школ, офисными зданиями, магазинами. Но зато неправильная парковка сурово наказывается. Если вы припаркуете свой велосипед в неправильном месте, то позже можете обнаружить конфискованный велосипед, который можно вернуть, оплатив штраф в 25 евро.
В домах, где люди живут в квартирах без специальных хранилищ, велосипед можно оставлять в общем подъезде.

В XVI вв. дома в Амстердаме были обложены налогом, объем которого зависел от ширины жилища, поэтому жители строили высокие и узкие дома. И теперь это приводит к переполнению таких коридоров велосипедами — ведь так много людей используют велосипед, никто в прошлом не думал об этом.  

Какой у вас основной вид транспорта?

СтранаВелосипед(%)Авто (%)ОТ(%)
Нидерланды
31.2
48.5
11.0
Венгрия
19.1
28.2
35.3
Дания
19.0
63.4
11.8
Германия
13.1
60.9
14.8
Словакия
9.5
32.3
30.9
Италия
4.7
54.4
18.2
Ирландия
3.2
67.7
14.2
Франция
2.6
63.7
20.1
Великобритания
2.2
57.6
22.1
Испания
1.6
47.4
30.2
EU27 средняя
7.4
52.9
21.8

Это не про ваши покатушки

Велосипед там настолько распространен, что я был обличен, когда спрашивал их, являются ли они велосипедистами, на что получал ответ: «Мы не велосипедисты, мы просто голландцы».
Велосипед является неотъемлемой частью повседневной жизни, а не какой-то специальный аксессуар или символ жизни, поэтому они даже не заботятся о том, чтобы приобрести последнюю модель велосипеда или какой-нибудь hi-tech гаджет к нему.

Они рассматривают свои велосипеды, как верного товарища по приключениям. Такие отношения долговечны и возраст имеет значение — чем старше, тем лучше. Не редкость услышать велосипед далеко позади вас, который скрипт, имеет невзрачный вид, потрепанный, но у него выше статус, ведь это свидетельствует о долгой и вечной любви. 

Нет лайкры, нет пота

Известные плоские голландские ландшафты, в сочетании с густонаселенными районами, означают, что большинство поездок носят кратковременный характер и не слишком трудные поездки.
Некоторые голландцы носят лайкру для поездок на велосипеде, предпочитая добираться до работы, в магазины или паб, совсем не заботясь об одежде для того, чтобы добраться до места назначения.
Разумеется, велосипедные дорожки часто используются для простых летних прогулок, что в какой-то степени сопряжено с риском для жизни, в то время как напряженная езда [на велосипеде] по пробкам во время часа пик — нет. Кроме того, частично из-за этого людям не нужен душ на работе, если они добираются на работу на велосипеде — это опыт без пота.

Также голландцы склоняются не носить шлемы, потому что они защищены велосипедо-ориентированными правилами на дорогах и планировкой дорожной инфраструктуры. Если даже вы увидели в Нидерландах кого-то в шлеме, то скорей всего это турист или профессиональный велосипедист-спортсмен.
Я купила шлем для моих поездок в Великобритании, делая отчет для вечерних новостей BBC о разнице в поездке на велосипеде в Недерландах и Великобритании. В моем местном вело-магазине имелся всего один шлем, который нужно было заказать, да и тот, как сказал продавец, нужно ждать несколько месяцев или даже год».

Право — не сила

Факт, что все ездят на велосипеде означает, что водители более благосклонно относятся к велосипедистам, когда делят одно пространство.
По очереди, велосипедист ожидает уважения и подчиняется правилам дороги. Вы можете быть оштрафованы за грубое нарушение, за езду в неправильном месте или езду на красный свет светофора.  Полиция (чаще на велосипедах) выдаст штрафную квитанцию за езду в ночное время без фонаря, и вам придется раскошелиться больше, если любой из обязательных отражателей будет отсутствовать на велосипеде, которые полагаются по голландскому закону.
Несчастные случаи до сих пор случаются, конечно, но в случае столкновений с участием велосипедиста, страховщики ссылаются на Статью 185 Голландского Дорожного Кода Безопасности, который имеет дело с чем-то под названием «строгая ответственность». Это часто по ошибке интерпретируется как закон, который устанавливает вину. Что по существу означает, что водитель должен возмещать не менее 50% финансовых затрат на велосипедиста и его велосипеда.  
Такое положение дел делает велосипедистов мощными и защищенными, это очень приятный опыт. На дорогах есть опасность, но она очень редко включает в себя тяжелые грузовые автомобили, плохо спроектированные перекрестки или просто опасных водителей. 


Как много разные города инвестируют в вело-инфраструктуру на одного человека в год

Гронинген: 26 euros
Амстердам: 25 euros
Копенгаген: 23 euros
Лондон: 11.5 euros
Мюнхен: 3.8 euros
Берлин: 2.4 euros
Источник: Figures collated by GIZ, a German consultancy specialising in economic development

Комментариев нет:

Отправить комментарий